вторник, 12 мая 2015 г.

Проектная работа Тема: «Традиции русского чаепития в живописи»


Областное государственное автономное 
 
общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»







Проектная работа


Тема: «Традиции русского чаепития в живописи»




Содержание
I. Введение..............................................................................................2
II. Основная часть..................................................................................
1. Романтизм в изображении русского чаепития................................5
2. Жанровая реалистическая живопись, запечатлевшая традиции чаепития..................................................................................................5
3. Влияние критического реализма на тему русского чаепития........7
4. Чаепитие — ведущая тема картин Б.Кустодиева...........................7
5. Тема чаепития в натюрмортной живописи......................................8
III. Выводы..............................................................................................9
IV. Литература и источники (интернет)...............................................11


Введение.
История развития тема чаепития в живописи тесно связана с историей появления чая на Руси. История чая своими корнями уходит в далёкое прошлое. В 1638 году русский посол Стариков привез от монгольского хана в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу четыре пуда чая. Поначалу терпкий и горький напиток не понравился царю и боярам. Однако было замечено, что он «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и утомительного сидения в Думе боярской. Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш — грек Сапфарий — привез чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого, и в 1679 году был заключен с Китаем договор о поставках в Россию сушеной китайской травы. В начале XVIII века вошел чай в русский быт и стал нашим национальным напитком. Само чаепитие стало не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос. Где-нибудь в «Коломне» за чаем грелись извозчики, а крупные коммерсанты заключали сделки на десятки и сотни тысяч рублей. Любимые трактиры были у артистов, писателей, художников. Встречи за чайным столом у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне и Хамовниках вошли в историю русской культуры.
Как видим, чаепитие играло важную роль в повседневной жизни всех слоёв населения России. А как искусство откликнулось на чаепитие как на одну из важных традиций русской жизни? Какие художники обращались к этой теме? Произведения каких направлений и жанров живописи запечатлели чаепитие? Чтобы ответить на заинтересовавшие нас вопросы, обратимся к разным информационным источникам.
Тема исследовательской работы «Чаепитие и чайные традиции в русской живописи»
Объект исследования: произведения русской живописи 19-начала 20 в.
Предмет исследования: особенности изображения темы чаепития в произведениях живописи разных направлений и жанров.
Гипотеза исследования: предположим, что художники, обращаясь к теме чаепития, не только утверждали позитивное влияние чаепития на людей, но и ставили общественно значимые проблемы.
Цель работы: познакомить ребят с творчеством русских живописцев, вызвать интерес и уважение к русской традиции чаепития.
Задачи исследования:
1.Познакомиться с творчеством художников, обратившихся к изображению русской традиции.
2.Изучить различные источники информации по теме исследования, провести анализ литературы по искусству живописи.
3.Выбрать лучшие образцы живописи по теме исследования и представить их слушателям.

Методы исследования:
1. Поиск информации (статьи о художниках, информация о худ.направлениях и жанрах);
2. сбор необходимого материала (репродукции, портреты);
3.наблюдение и сопоставление картин по одной теме различных художников;
4. анализ художественных особенностей картин;
5. подведение итогов исследования
Практическая значимость: разработка материала для знакомства одноклассников с лучшими произведениями отечественной живописи, посвященными чаепитию, создание презентации по теме проекта.
Учебные вопросы.
1. Как менялась тема чаепития на полотнах русских художников на протяжении 19-20 веков?
2. Какие жанры живописи воплощали тему чаепития?
3. Какое влияние оказывают эти картины на зрителя?

























I. Основная часть.
1. Романтизм в изображении русского чаепития.
Чаепитие стало сюжетом картин русских художников гораздо позже, чем он появился в России. Дело в том, что долгое время из-за своей дороговизны чай был недоступен крестьянам и даже людям среднего достатка. В дворянских усадьбах чай берегли как зеницу ока: обычно хозяйка хранила его не в кладовой, а в собственной спальне, в специальном ларце-чайнице. Поэтому первоначально чаепитие в народе считалось одним из символов зажиточной и благополучной жизни. Мысль об элитарности чаепития воплощена на картине Константина Маковского «Купчиха за чаем», написанной в стиле романтизма. Прежде чем мы будем говорить об этой картине, давайте обратимся к энциклопедическому словарю. Что такое романтизм? Романтизм - художественное направление культуре конца 18 века первой половины 19 века. Художники-романтики утверждали ценность человеческой личности, изображали её красоту, чувства при помощи насыщенного цвета, теней и т. д.
Обратимся к картине Константина Маковского «Купчиха за чаем». Эта купчиха с виду дородная женщина, которая пышет здоровьем. Русская красавица с румянцем на щеках сидит за столом, на котором лежат сладости, стоят яства, одной рукой она придерживает чашку с ароматным чаем, а другой блюдце, из которого пьет чай. Судя по ее разноцветному красивому старинному сарафану, украшениям на шее, головному убору, видно, что она живет в достатке. Изображение красавицы за столом нарисовано на черном фоне, чтобы ничего лишнего не отвлекало зрителей, а почувствовали через картину, как купчиха наслаждается чаепитием. Романтизм проявляется в насыщенности красок, сочетании различных цветов, в ощущении воздушности картины. Сложно оторваться от этого яркого и выразительного изображения на картине.
2. Жанровая реалистическая живопись, запечатлевшая традиции чаепития.
В XVIII веке чай вошел в русский быт, становится доступным для людей с небольшим достатком. Теперь это поистине русский национальный напиток. Само чаепитие стало не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. Русская церемония чаепития обычно была направлена на объединение людей, собранных за столом, на раскрытие каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, на получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора. Вот такую атмосферу единения людей за чаем мы наблюдаем на картинах русских художников 19 века, которые показывали реалистические картины русской жизни. Такую живопись называли жанровой, или бытовой. Вот такое определение мы читаем в Википедии. Жанровая живопись или бытовой жанр художественное изображение сцен повседневной жизни народа и окружающей его действительности. Такое изображение может быть реалистическим, когда изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас. Примерами жанровой живописи являются изображения рыночных сцен, праздников, интерьеров, уличных сцен и т. п.
Давайте посмотрим и сравним две жанровые картины: Куликов «В крестьянской избе» и Владимир Первунинский «На даче». Как вы видите, на них изображены две семьи из совершенно разных сословий: семья крестьянская и семья дворянская. Художники по-разному показали повседневный быт этих семей. Скромность домашней обстановки, простота одежды крестьян, небогато накрытый столэти детали создают контраст изображенному на картине «На даче». Здесь мы видим семью русских аристократов-дворян. Красиво одетые женщины и дети, одежда на мужчинах также говорит об их принадлежности к высшим кругам общества. Пышные цветущие кусты сирени и породистая собака подчёркивают достаток и красоту жизни этих людей. Но несомненно одно: на обеих картинах есть общее. Члены и дворянской, и крестьянской семей объединены внутренними родственными и духовными связями. Важную роль в единение создаёт чайный стол, за которым сидят герои картин. Тема общности разных сословий, социальных групп, объединённых чайным столом, запечатлена на многих полотнах русских художников. Это картины Вячеслава Рассохина «Посиделки», Богданова-Бельского «Чаепитие у учительницы», Васнецова В.М. «Чаепитие в таверне». Художники изображают героев разных слоёв общества, как высшего, так и низшего, разного возрастадетей и взрослых. Герои всех этих картин не являются членами одной семьи, однако глубокая традиционная черта русского чаепития,как мы видим, служит объединению людей. Все эти картины объединяет реалистичность и жанровость содержания: и герои, и сюжеты взяты из реальной жизни. И мы хотим ваше внимание обратить ещё на одно направление, характерное для русской живописи 19 века. Реализм (произошло от лат. геalis - вещественный, действительный) - направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических и прочих явлений, соответствующих действительности.


3. Влияние критического реализма на тему русского чаепития в живописи.
Во второй половине девятнадцатого столетия художники всё чаще и чаще изображают простой русский народ в его угнетённом состоянии. Для живописцев теперь важно не только показать правдивые картины жизни, но и то зло, которое существует в мире. Критический реализм это новый тип реализма, который становится центральным течением в искусстве этого периода. К.р. по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Для него характерна критическая направленность, обличие социальных проблем.
Это направление характерно и для произведений, которые воплотили тему чайных традиций. Таким произведением является картина Василия Перова «Чаепитие в Мытищах». Посмотрим на неё внимательно. В 19 веке Мытищи - это район Подмосковья. Пить чай в Мытищах считалось хорошим тоном, так как здесь была необычайно вкусная вода в источниках. Художник , показывая на картине эту традицию, обращает внимание зрителей прежде всего на социальное неравенство героев, на равнодушие и высокомерие церковных служителей. Сытый, зажравшийся поп отказывает в подаянии бывшему солдату, герою Крымской войны, на груди которого висит орден за боевые заслуги. Впечатление социальной драмы усиливает нищий мальчик. На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление. Так, изображение русского чаепития на картине художника заставило русскую общественность обратить внимание на социальные проблемы в России второй половины 19 века.
4. Чаепитие — ведущая тема картин Бориса Кустодиева
Чаще других художников к теме чаепития обращался в своем творчестве Борис Кустодиев. Мы предлагаем Вам проследить ее развитие. Борис Кустодиев написал много картин, изображающих русскую повседневную жизнь, старый уклад, провинцию. В его картинах часто встречается тема чаепития, ведь чай в России пили все слои населения, от дворянства до простолюдинов. Особенно колоритны кустодиевские купчихи, прихлебывающие чай из блюдечка. Не случайноКупчиха за чаем- одна из самых известных картин орусской чайной церемонии. Мы видим пышную, великолепную белотелую русскую красавицу, которая торжественно пьёт чай. В ней Кустодиев отображает красоту русской женщины того времени. Богатый самовар, фаянсовый, расписанный золотом чайник, такая же из набора чашка, сервировка стола,все говорит о том, что перед нами успешная женщина. Она красива, румяна и дородна. В руке держит блюдце и смотрит невозмутимо. Безмятежность и покой чаепития подчеркивается голубым небом на фоне террасы И столько спокойствия в этой картине, что невольно хочется к ней в гости, посидеть с ней за столом, выпить чашечкудругую ароматного чаю, отведать снеди и закусить всё это спелым арбузом. Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку.
Купчиха была одной из любимых героинь Кустодиева. Он рисовал женщин из купеческого сословия множество раз. «Купчиха на балконе», «Купчиха, пьющая чай», «Чаепитие», «Осень в провинции», «В старом Суздале», «Голубой домик». Картины Кустодиева наполнены яркой экспрессией светлых, радостных переживаний. Особенно это касается последней картины. Рассмотрим её внимательно. В этой картине автор, словно по уровням духовного приближения к небесной выси, выстроил различные планы. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. Над ними возвышается фигура девушки в окне, словно душа, поднимающаяся над землей в любовном порыве. Хозяева, распивающие чай за самоваром, располагаются еще выше, оказываясь в центре картины. Их позы, неспешное чаепитие,распространяют на всю картину ощущение умиротворенности, покоя и уюта. Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. Говоря о творческом наследии художника, можно сделать вывод: философский взгляд Кустодиева по-прежнему актуален для нашей культуры, стремящейся к восстановлению и сохранению русских народных традиций, включая чайную. Сам Кустодиев о своих полотнах писал: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел,любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему «русскому»это было всегда единственным «сюжетом» моих картин»
5. Тема чаепития в натюрмортной живописи.
Мы с вами рассмотрели уже немало картин русских художников, посвященных теме русского чаепития. Нетрудно заметить, что среди буйства красок, ярких образов, пышной природы, света и воздуха на картинах обязательно присутствует самовар. Такой предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. И его изобрели на рубеже XVIII века русские мастера. Самовар вошел в каждый дом, стал символом благополучия и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Он сам стал героем картин, многие художники изобразили его на своих натюрмортах.
Что такое натюрморт? Снова обращаемся к энциклопедическому словарю.
Натюрмо́рт (фр. nature morte «мёртвая природа») изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Достойными образцами натюрмортной живописи, посвященной традициям русского чаепития, можно считать работы таких мастеров, как Алексея Зотова «Натюрморт с самоваром», Ольги Бугриновой «Самовар», Долгой Ольги «Современный натюрморт», Григорьевой-Климовой «Натюрморт с чайницей». Надо сказать, что все эти произведения написаны в 20 веке. Ведь именно это время ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи. Посмотрите на замечательные натюрморты, обогатите себя новыми впечатлениями и послушайте стихотворение А.Блока о нашем герое чайного стола-самоваре.
На улице — дождик и слякоть,
Не знаешь, о чем горевать.
И скучно, и хочется плакать,
И некуда силы девать.

Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар!


За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа


Вывод. Проведя исследование о развитии темы «Традиции русского чаепития в произведениях русской живописи», мы можем сделать вывод, что к этой теме обращались многие художники, а в творчестве такого художника как Б.Кустодиев она стала ведущей, традиционной. Мы убедительно доказали, что тема эта не ограничивается рамками одного какого-то направления или жанра. Тема настолько традиционна для русской живописи и любима художниками, что для неё нет жанровых ограничений. Мы показали, что притягательная сила этой темы в том, что русское чаепитие всегда служило цели объединению как членов одной семьи, так и людей, случайно встретившихся за чайным столом. Людям разного возраста, разных социальных положений и мировоззрений чай помогает находить общий язык. Художники, которые, по словам М.Горького, являются « сердцем своей страны, голосом всей эпохи», это очень убедительно показали в своих произведениях.




Литература
1. Большой энциклопедический словарь:
http://alcala.ru/entsiklopedicheskij-slovar/bolshoj-entsiklopedicheskij-slovar.shtml
2. Википедия-живопись: http://ruwikipedia.ru/index.php/
3. Рассказ о русской живописи. Г. Островский, Изобразительное искусство, 1989г
4. Русская жанровая живопись, Жабцев В.М. Издательство: "Харвест" (2008)
5. Художественная энциклопедия: http://enc-dic.com/enc_art

Комментариев нет:

Отправить комментарий